РГУ "Государственный национальный природный парк "Кокшетау"
Памятники истории, археологии и культуры
На территории и в границах национального парка под охраной находится памятников археологии, истории архитектуры, монументального искусства. В ауле Сырымбет, как памятник деревянного зодчества XIX века, воссоздана усадьба семьи великого земляка Шокана Уалиханова. Такой же комплекс воссоздан героям XVII — XYIII веков батырам Карасаю и Атынтаю.
Наиболее насыщенные археологические объекты (стоянки, кур ганы, городища) — районы основных водных артерии Ишима, Чаглинки, Акан-Бурлука. На реке Чаглинка выделяется ауыл Кеноткель, где на площади 2500 кв. м. встречаются артефакты, представляющие все эпохи древнейшего населения. Уникальный памятник эпохи энеолита площадью 15 гектаров расположен на берегу реки Иман-Бурлук в урочище Ботай. В его культурном слое найдены более 6000 предметов, позволяющих предполагать, что около 5,5 тысяч лет назад именно здесь началось одомашнивание дикой лошади древним человеком.
Ботайская культура
Жилище ботайцев
Древняя земля имеет и свои глубокие историко-культурные корни. Исследования Ботайской культуры ведутся с 1980 года экспедицией Северо-Казахстанского университета под руководством профессора В.Ф. Зайберта, путем проведения археологических раскопок с целью изучения древней и средневековой истории края. За это время открыто и исследовано более 2000 объектов археологии: поселения, стоянки, погребенья каменного, бронзового и железного веков. Фонды археологической экспедиции составляют более 400 000 предметов из камня, глины, метала, кости.
Виктор Федорович Зайберт – профессор Кокшетауского университета, руководитель Северо-Казахстанской экспедиции, доктор исторических наук, профессор археологии, член-корреспондент Академии Социальных наук РК, член-корреспондент Германского археологического института. Основным объектом исследования были стоянки каменного века в долине реки Ишим, Красный Яр, Иман-Бурлук (Атбасарская культура 7-4 тыс. лет до н.э.), поселения энеолита (4-3 тыс. лет до н.э.), Ботай, Красный Яр, Кеноткель.
Историческая значимость исследований заключается в том, что Казахстан является одним из главных центров одомашнивания лошади на планете. Ботай — уникальное в мире поселение ранних коневодов Евразии. Ниже приведено описание Ботайской культуры В.Ф. Зайбертом.
Поселение Ботай площадью 15 га занимало равную площадку на правом коренном берегу реки Иман-бурлук. На поверхности видны впадины от многочисленных жилищ. На памятнике вскрыто более 10 тыс.кв.м изучено около 100 жилищ, выявлено более 300 тыс. артефактов и много сотен тысяч костей из которых 99,9% принадлежат лошадям. Жилища расположены по всей территории поселения. На поселении Ботай обнаружено большое количество хозяйственных построек, очагов, котлованов, костей, инструментов, так как в этой местности близ воды, производилась обработка шкур. Жилища расположены в основном, в центре поселения.
Исследования на Ботае и открытие похожих памятников (Красный Яр, Рощинское, Сергеевка) показали, что обнаружена новая культура (Ботайская культура). Люди на Ботае жили большими поселениями и имели разнообразное хозяйство. Ядром их хозяйственных систем было коневодство, кроме того, они занимались охотой, рыболовством, обрабатывали кости, дерево, камень, изготавливали керамику, возможно, им было известно колесо.
Истоки коневодства мы находим в предыдущей эпохе неолита, когда рыболовы и охотники перешли к более оседлому образу жизни, начали трудиться совместно. Первый этап — приручение лошади, относился именно к этому периоду. Со временем люди научились разводить лошадей. Это было вторым этапом одомашнивания лошади. В 4-3-летиях до н.э. климат степей был более влажным и растительность более богатой. В соответствии с некоторыми данными палеонтологов и исследований почв трава достигала 2 м в высоту. В то время здесь обитали миллионы лошадей. Естественно, большинство лошадей были дикими.
В период энеолита был создан новый хозяйственно культурный тип, который сохранялся в течение тысячелетий с некоторыми вариациями. Территория коневодов включала несколько видов ландшафта: лесостепь, сопки, долины и степи. Выживаемость коневодов зависела в основном от организации хозяйственной деятельности во время определенного календарного цикла. Осенью и зимой население собиралось на главном поселении (типа Ботай). Весной и летом 3/4 людей двигались к югу на песчаные почвы, где раньше появлялась растительность из-за другого климата. Там они строили временные жилища, охотились, рыбачили и занимались собирательством, подготовкой к зиме. В тот период были установлены межэтнические контакты. Поселения формировались на расстоянии 150-200 км друг от друга, т.к. каждому поселению было необходимо жизненное пространство, где они могли контролировать свои табуны.
Доказано, что степи Центральной Азии и Северно-Казахстанский регион в частности, явились территорией, где очень динамично происходили культурно-исторические процессы. И степь, как экосистема, определила своеобразные самостоятельные закономерности развития и духовной культуры населения от позднего каменного века до средневековья. В значительной степени динамизм степных культур определяется становлением раннего коневодства. Изучение Ботайской культуры позволило приступить к разработке ряда вопросов исторического характера. В евразийских степях в конце каменного века начала формироваться степная цивилизация, признаки которой заключаются в вы работке специфического хозяйственно-культурного типа, который обеспечил стабильный круглогодичный календарный цикл хозяйственной деятельности и демографический рост. Именно эти закономерности определили историческую перспективу развития степной цивилизации, ее независимое существование от земледельческих культур Востока в эпоху бронзы и раннего железного века. Исследования позволили снять нарицательный оттенок с термина «кочевник», который часто пользовался в мировой литературе как отражение степной культуры -менее значимой, по сравнению с земледельческой. Степь дала всей древней ойкумене принципиально новую систему коммуникаций — лошадь и колесо. Казахская степь была активно вовлечена в военно-политическую историю от Монголии до Волги и Сырдарьи. В 10-14 веках складывается единая Казахская народность, сохранившая лучшие тысячелетие культурно-исторические традиции жизни в степной зоне Евразии. История Казахстана 1 тыс. н.э. во многих аспектах еще не изучена. И это сегодня является для археологов, историков и этнологов главной задачей. Памятник Ботай взят под охрану ЮНЕСКО. Признано, что Ботайская культура имеет мировое значение для разработки коренных проблем древней истории степного и лесостепного пояса Евразии.
Ауыл Акан – серэ
Имя Акана — серэ чтимо и уважаемо во всех уголках Казахстана. Всюду поют его песни. Нельзя не удивляться, не восхищаться красотой, мелодичностью его песен, образностью, узорчатостью слова. Вот уже более века в Казахской степи звучат песни Акана — серэ. Сменяются поколения, может изменится и время и человек, но никогда не перестанет народ любить песни Акана.
В 1993 году общественность Республики Казахстан торжественно отметили 150-летие со дня рождения великого степного барда Акана — серэ.
Акан-серэ жил на берегу озера Большой Косколь. Здесь был расположен ауыл Кенащы Айыртауского района. За Годы господства так называемой командно-административной системы Кенащы пришел в упадок. Под видом оборонной нужды Рудоуправление (РУ-5) сбросил в озеро Косколь воду из урановой шахты. Жить рядом с озером стало опасно из-за радиоактивного заражения. Из ста с лишним дворов в ауыле осталось чуть больше двадцати. Еще бы немного и на один населенный пункт стало бы меньше на земле Айыртау. Однако наступила добрая перемена, Казахстан стал независимым. Стали думать и заботиться о завтрашнем дне народа, родного края, оценивать по достоинству заслуги славных своих сынов, восстанавливать историю своего народа.
В ходе подготовки к юбилею 150-летия Акана — серэ согласно постановлению Правительства, старый ауыл на берегу озера Косколь решили оставить (закрыть) и построить новый ауыл Акана -серэ в живописном месте урочища Каратал. Таким образом, в Айыртауском районе в урочище Каратал возведено новое поселение, какому нет в округе равных по красоте, распахнутости на встречу солнцу и по названию — это Акан-серэ ауылы, ауыл Акан — серэ. Его строила, можно сказать, вся бывшая Кокшетауская область. В короткий срок выросли больше 65 коттеджей с городскими удобствами, где поселились животноводы, механизаторы и работники других отраслей. Есть отличный дом культуры, школа, детсад с плавательным бассейном, библиотека и магазин. На улицах асфальт, во дворах зелень и цветы. Неподалеку от ауыла восстановлен колодец, из которого по преданию Акан-серэ поил своего любимого скакуна Кулагера. Есть еще скульптурная композиция Акан-серэ. Ансамбль — композиция сооружена по проекту известного скульптора Толегена Досмагамбетова.
Вице-президент Академии наук Республики Казахстан Ж.Абдильдин на научно-практической конференции в г.Кокшетау посвященное к 150-летию со дня рождения Акана-серэ в 1993 году говорил: «Акан — серэ — воистину велик. Подобно тому, как нельзя пред ставить русскую музыку без Чайковского, Глинки, Рахманинова, как невозможно представить немецкую музыку без Моцарта, Бетховена Шуберта, так и нашу казахскую культуру, казахскую музыку, песен ное творение, поэзию без великого Акана-серэ».
«.. .Я задумываюсь, почему такие великие музыканты как Акан-серэ, Биржан, Укили Ибрай, действительно великие певцы земли Казахской родились, именно на Кокшетаущине. Даже я иногда думаю, что кроме художественной, песенной, музыкальной культуры возможно имеет огромное значение климат, своеобразие Кокшетауской земли. Именно это может быть дает особый склад голоса, особое чувство красоты и чистоты.»
Мемориальный комплекс батырам Карасаю и Агынтаю
Мемориальный комплекс
В октябре 1999 года на территории Арыкбалыкского регионального отделения ГНПП «Кокшетау» произошло историческое событие. На Земле великого ученого Шокана Уалиханова, поэтов, акынов, импровизаторов Орынбая, Акан-серэ, Укили Ибрай открыт мемориальный комплекс батырам Шапрашты — Карасаю и Аргын -Агынтаю, этот год объявлен Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым годом единства и преемственности поколений. Не секрет, что наше поколение выросло, не зная о героических сражениях батыров Карасая и Агынтая с жунгарскими нашествиями. Долго не знали истинной истории.
Жунгарские завоеватели вели войну на казахской земле четыреста лет. В XVII веке казахи во главе с Есим ханом вели ожесточенную войну против джунгаров. Войсками хана командовал восемнадцатилетний батыр Карасай, Аргын-Агынтай был его верным другом. Карасай батыр, сын Алтыная, родился в 1598 году, он из рода Шапрашты (Южный Казахстан). Его боевой друг Агынтай из рода Аргын (Северный Казахстан) родился в 1599 году. В газете Айыртауские зори от 15 октября 1999 года опубликована статья Темирбая Кабылмажитова «Герои-батыры». Вот как он описывает дружбу этих двух легендарных героев освободительной войны казахов против Жунгарского нашествия: «Хотя эти батыры из разных краев Казахстана, их связывает многое: дружба, товарищество, испытание силы воли, мужества. Hepaзлучные батыры участвовали около двухсот раз в кровавых боях в течение сорока восьми лет и завершили борьбу против угнетателей в 65-летнем возрасте. В те далекие времена среди воинов и в народе ходили легенды о силе Карасайской руки и силы удара Агынтайского кулака. Однажды в неравном бою у Есим хана забрали в плен единственного сына- наследника Жангира. С намереньем освободить пленника отправились в орду врага двое: Карасай батыр и Агынтай батыр. К вечеру они добрались в назначенное место, сняв военные доспехи поджидали заката луны. Тем временем на водопой к речке подошел с лошадью человек, Поймав его, расспросили, в каком доме находится Жангир. Спрятав оружие они отправились в ауыл, нашли указанную юрту под сильной охранной. Завязалась рукопашная схватка. Оглушив десяток охранников, вошли в юрту и освободили связанного наследника Есим хана-Жангира. В 1670 году Карасай батыр со своей семьей и родственниками переехал в Сары-арку на территорию Айыртау к боевому другу Агынтай батыру. Здесь он прожил один год и скончался в возрасте 73 лет в 1671г. Спустя год скончался и Агынтай батыр. Оба похоронены на одном кладбище, на сопке Кулшынбайтобе. Могилы батыров окружены горами, озерами, реками».
С высокого холма открывается потрясающей красоты вид на степи Айыртау. Возведенный мавзолей является символом единства и дружбы, сплоченности всех народов Казахстана. Проект комплекса разработан архитектором Агитаевым Садвакасом. Руководство стройкой осуществлял Абитов Казбек. Два шестнадцатиметровой высоты купола (мавзолея Карасай батыра и Агынтай батыра) и двенадцатиметровой высоты мечеть – основные сооружения комплекса. Позади мавзолея Карасай батыра установлена гранитная плита. Здесь похоронены два его сына-близнеца. Для возведения комплекса использовался кирпич, изготовленный по итальянской технологии в городе Ревда Свердловской области, так называемый красный кремлевский кирпич. Он изготовлен по специальному заказу, согласно проекта. Своды куполов очень высокие, полностью кирпичные, за исключением верхушки из сверх прозрачного стекла. Строительство выполнено с учетом сейсмичности, хотя здесь не бывает землетрясений, и с учетом воздействия степных ветров. Внутренний диаметр обоих мавзолеев по 9,5 метра. В них по середине установлены гранитные монументы Карасая и Агынтая. Для отделки использовались импортные материалы, заменяющие натуральный гранит. Полы из брусчатой плитки, изготовленной в г. Алматы. Комплекс обнесен арочной оградой из того же красного кирпича. Вокруг куполов находится еще несколько захоронений воинов. Эти могилы обнесены бордюрами и заполнены осколками гранита. Арочное ограждение имеет диаметр 32 метра. Территория вокруг комплекса уложена дерном. Установлены прожектора, светильники. Красива входная арка, двери входа и выхода украшены позолотой. Справа и слева за аркой скрещенные стрелы, установленные на границе. К комплексу подведена асфальтированная дорога. Красным кирпичом отмечены круги вертолетных площадок. Установлены места для проведения байги. Неподалеку построен жилой дом для гостей. На мемориальной доске внутри есть надпись «Здесь покоится прах великих Казахских батыров Карасая Алтынай улы (1598-1671) и Аргын Агынтая (1672-1699). В XVII-веке 49 из 73х лет своей жизни провел Карасай батыр со своим другом Агынтаем в сражениях. В строительстве комплекса участие принимало Арыкбалыкское РО ГНПП»Кокшетау».
Усадьба Айганым
Усадьба Айганым
Основанием для описания этой главы явились роман Сабита Муканова «Промелькнувший метеор», рассказ ученого-филолога Жагыпара Мусина «Айганым» из книги Естая Мырзахметова «Сказочный край мой Кокшетау» и рассказ журналиста Жумабая Есекеева «Айганым ханша жане онын Сырымбеттеп мекен-жайы» (газета Солтустук Казахстан 22 апреля 1998г.)
Если верить преданиям у Абылай хана было тридцать сыновей и сорок дочерей от пятнадцати жен. Жена Сайман, дочь карапалпакского бека Сагындыка, родила ему четырех сыновей — Есима, Адила, Шынгыса и Уали. Аблай хан умер в 1781 году. После смерти Абылая на ханскую власть притязали Уали сын Сайман и Касым, сын жены-калмычки. После долгих споров Уали объявили ханом и наследником Кара-шанырака (наследник отцовского дома). Но, приняв символ власти предков, он утратил значительную часть владений Абылая. Под началом Уали осталось только десятая доля населения, на которое распространялась ранее власть отца. Тем не менее Омский губернатор признавал его ханом и поддерживал с ним связь. В числе четырех жен Уали младшей и самой любимой была Айганым. Она стала женой когда ему перевалило за пятьдесят. Вот как описывает их женитьбу Сабит Муханов в своей книге «Промелькнувший метеор»:
Вали (правильно Уали) принявший с Карашанырканом власть, по прежнему жил в ставке отца, в урочище Кызылагаш, неподалеку от синих гор Кокшетау. Однажды пришлось ему поехать в ауылы на берегах Есиля (р. Ишим) — разобраться и уладить некоторые тяжбы. В этом есильском краю жил и поломник в Мекку-Малим-кажы, выдавший некогда одну из своих дочерей замуж за Аблай-хана. В доме сына Малима, Саргалдак-кажы, и остановился Уали и здесь увидел дочь Саргал-дака, красавицу Айганым. Уали принял решение немедленно послать верного человека Саргаддаку с предложением отдать младшую дочь ему в жены и посланец принес Уали согласие Саргалдака. Но как же Айганым. В ее согласие не было нужды. Молчание невесты считалось знаком согласия. Но как поступила Айганым? Через своих близких она обратилась к своему седому жениху с просьбой не селить ее в близи Кокшетау, в соседстве с тремя ханскими женами и их многочисленными детьми. «Если Уали желает меня видеть своей женой, — заключила Айганым, — то пусть переведет ханскую ставку ближе к Есилю». Влюбленный хан принял все условия прекрасной юной невесты. После свадебного тоя он, оставив на прежнем месте своих старших жен, переселился к подножью горы Сырымбет, неподалеку от Есиля (Ишима) как просила Айганым. Эти события произошли в 1805 году, когда Уали исполнилось шестьдесят лет. В 1821 году Уали умер. Смерть Уали, вдовство Айганым и борьба за ханскую власть совпали с назначением генерал-губернатором Сибири тайного советника М.М. Сперанского. Был разработан «Устав о сибирских Киргизах», вступивший в действие в 1822 году. Территория казахов Среднего жуза с упраздненной ханской властью отныне разделялась на округа — Кусмурунский, Кокшетауский, АкмолинскиЙ, Баянаульский, Каркаралинский, Кокпектинский. Округа, в свою очередь, состояли из волостей с киши-султанами (младший султан) во главе. При губернаторе утверждалась должность советника из образованных и уважаемых казахов. С начало наследником отца становится Губайдолла Уалиханов, он объявляется ханом. Когда ханская власть была упразднена, он становится старшим султаном. Однако из-за не согласия политикой российской царской власти он был сослан в Сибирь. Пока Шынгыз, сын Айганым и Уали подрастет, все правления Айганым берет на себя.
Айгыным родилась в 1783 году. Благодаря ученому отцу Саргалдак она с детства освоила арабский, персидский, шагатайский языки, знала Восточную историю и философию и была одной из самых образованных в то время Казашек. Красивая и умная девушка, став женой Уали, оказывает влияние на него в вопросах управления государством, внешней и внутренней политики, воспитание потомков. Ханым Айганым, живя в Сырымбете, Родила Уали семерых сыновей: Матке (Абильматбек), Абена (Абылай), Шегена (Шепе), Шьшгыса, Кангожу, Солтыка и Альжана. В настоящее время живут не мало их потомства. В 1821 году Уалихан умирает и Айганым становится правителем страны. Это было время, когда ханство пришло в упадок. Айганым была тесно связана с Азиатским департаментом внешней политики России и Сибирским комитетом Петербурга. В делах управления государством Айганым была прозорливым политиком. Она поняла, что впредь все знания придется получать на русском языке и поэтому необходимо повсеместно учить ее. Она поняла, что только благодаря нормальным занятием животноводством и полеводством казахи могут разбогатеть, а также преимущество оседлой жизни. Вскоре она построила по архитектурному проекту русских инженеров свою зимовку. Проект учитывал и местные условия и местные материалы. В ущелье между двумя склонами Сырымбетсих гор был построен добротный просторный дом на десять с лишним комнат. Дом из соснового леса. По обе стороны большого дома-отау, сарай, склады, скотный двор. На площадке поблизости от большого дома были построены мечеть и медресе-школа. В школе-медресе не только изучали религию, но и естествознание, другие науки, русский язык. Айганым придавала особое значение искусству, знаниям науки Она постоянно помогала русским ученным, проводившим геодезические и инженерные работы в Северном Казахстане. Об этом писали Сотников А.А. Гайне А.К., Семенов-Тян-Шанский П.П., Усов Ф.И. и др. Постоянным гостем ханым были акыны, певцы, музыканты. Орынбай, Арыстанбай, Шоже и Жанак всегда были желанными гостями. Исследователи доказывают, что легенду «Козы-корпеш и Баян-Сулу» Шокан записал у акына Жанака в возрасте шести лет. Айганым и сама сочиняла стихи. Айганым ханым не сражалась рядом со своими сарбазами с врагами, но своим умным и умелым правлением была наследницей величайших Тумар-апа и Зарины, родившихся на земле саков и массагетов.
В 1993 году Постановлением правительства Республики Казахстан усадьба Айганым полностью реставрирована. Скорее построено заново. В усадьбу из Сырымбета переведен историко-этнографический музей Шокана Уалиханова. Знаменательным фактом, имеющим историческое значение, является посещение усадьбы Айганым трех президентов: Республики Казахстан — Нурсултаном Назарбаевым, Узбекистана — Исламом Каримовым и Кыргызстана — Аскаром Акаевым. Музейный комплекс имеет 8400 экспонатов, его ежегодно посещают свыше 1000 человек. Среди посетителей музейного комплекса гости из Турции, Вьетнама, Америки, Китая, Германии не говоря о гостях из стран СНГ.
Усадьба лесничего (Зерендинский филиал)
Усадьба лесничего, 1898 г.
Усадьба лесничего была построена по типовому проекту военно-рабочими Кокчетавского приказа в период времени сразу после первого лесоустройства 1898 года. На нынешней территории Казахстана таких усадеб было около 40, в настоящее время сохранилось две, в Каркаралинском национальном парке и на территории Зерендинского филиала ГУ ГНПП «Кокшетау». Усадьбы лесничества располагались в казенных лесничествах, организованных в ведении Министерства земельных и государственных имуществ после 1882 года. Вместе с усадьбами находились так называемые службы, в которые входили: дом для прислуги, конюшня, колодец и подвал. Рядом с усадьбами разбивались небольшие дендросады, и ставилось один или два дома для лесной стражи. Такие типовые усадьбы лесничеств в период времени до 1914 года (до начало первой Мировой войны) возводились при всех казенных лесничествах на территории Российской Империи. По имеющейся у нас информации в Российской федерации такие усадьбы сохранились в Красноярском крае и Амурской области, других сведений о таких усадьбах не имеются.